Выбор будущей профессии. Советы родителям.

Для многих родителей старшеклассников проблемой становится выбор будущей профессии. Хорошо, когда ребенок четко знает, чего хочет, и родители его поддерживают. Но бывает, что сложно сделать выбор и определиться, куда поступать учиться после школы.

Чтобы понять, какая профессия подходит, стоит найти знакомых, которые смогут рассказать подробнее о том, в чем именно состоит работа, с какими трудностями можно столкнуться, какие условия труда и рабочий график. Напроситесь зайти на работу к вашему знакомому или родственнику, пусть подросток почувствует атмосферу, задаст вопросы, посидит в офисном кресле или на несколько минут представит себя в будущем. Если есть возможность пройти летнюю практику – это прекрасный вариант понять подходит будущая деятельность или нет.

В этой статье хочу поделиться своим опытом и наработками. Так как считаю тему выбор будущей профессии очень важной и востребованной. У меня у самой сын-выпускник математического лицея. Он определился со своей будущей профессией еще в 7-м классе. Когда перешел из гуманитарной гимназии в профильный лицей. Уже тогда сын четко знал, какие предметы ему нравятся, а какие нет.

Задуматься о будущей профессии стоит уже в подростковом возрасте, чтобы в старших классах уже целенаправленно готовиться к поступлению. Прежде всего, важно определиться с направлением будущей деятельности. Считается, что все профессии можно условно разделить на 5 направлений:

Человек — природа. Сюда входят профессии, в которых человек имеет дело с различными явлениями неживой и живой природы, например биолог, географ, геолог, математик, физик, химик и другие профессии, относящиеся к разряду естественных наук.

Человек — техника. В эту группу профессий включены различные виды трудовой деятельности, в которых человек  имеет дело с техникой, её использованием или конструированием, например профессия инженера, оператора, машиниста, механизатора, сварщика и т.п.

Человек — человек. Сюда включены все виды профессий, предполагающих взаимодействие людей, например политика, религия, педагогика, психология, медицина, торговля, право.

Человек — знаковая система. В эту группу включены профессии, касающиеся создания, изучения и использования различных знаковых систем, например лингвистика, языки математического программирования, способы графического представления результатов наблюдений и т.п.

Человек — художественный образ. Эта группа профессий представляет собой различные виды художественно-творческого труда, например литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

Что поможет сделать правильный выбор?

Итак, чтобы определиться и сделать выбор будущей профессии подростку необходимо дать ответы на следующие вопросы:

  1. Какие школьные предметы привлекают больше всего?
  2. К каким занятиям есть способности?
  3. Какой образ жизни в будущем подойдет вашему ребенку? Сможет ли он работать в офисе с 8-ми до 18 или, например, постоянно ездить в командировки или предпочтет свободный график?
  4. Какая профессия сейчас востребована на рынке труда?
  5. Кто ваш ребенок по натуре: общительный или замкнутый (экстраверт или интроверт). Сможет работать на себя или ему будет комфортно в коллективе?
  6. Какие таланты есть у подростка? Может быть он(а) творческая личность, грезит сценой, хочет быть на виду? А может все свободное время занимается моделированием самолетиков или созданием роботов?
  7. Увлекается ли «лего» и другими конструкторами? Возможно, ваш сын – будущий талантливый инженер или строитель.
  8. Много ли времени проводит за компьютером? Усидчив или нет?
  9. Легко ли ему(ей) даются языки? Грамотно ли пишет?
  10. Любит возиться с малышами, помогать по хозяйству. Возможно его призвание – помогающая профессия: педагог, соцработник.
  11. Обожает природу, сельское хозяйство, животных. Любит биологию, географию, естественные науки?
  12. Обладает ли ваш ребенок лидерскими качествами или предпочитает быть в тени?  
  13. Интересен человек, его поступки и мотивы поведения?
  14. Любит географию, смотрит передачи про путешествия и покорение новых вершин? Возможны направления: туризм, геология, спорт.
  15. Обожает машины, устройства и механизмы.
  16. Любит медицину, увлекается биологией, ему интересны методы лечения и диагностики?
  17. Хочет стать бизнесменом, читает биографии великих людей, у которых был успешный бизнес, стремится проворачивать сделки, интересуется маркетингом.
  18. Что говорят другие люди (учителя, друзья, тренер, родственники) о способностях и талантах вашего ребенка?

Ответы на эти вопросы и позволят лучше понять, какая профессия больше всего подойдет сыну или дочери.

Главное, не проецировать на детей свои несбывшиеся желания и не настаивать на выборе профессии, которую вы считаете перспективной, руководствуясь личными мотивами. Если в вашей семье все были врачами, это вовсе не значит, что ваша дочь или сын обязан стать доктором. Вы можете, конечно, дать ребенку совет, но не быть категоричным при решении вопроса о поступлении. Ведь на работе человек проводит треть своей жизни. Пусть это время будет приносить удовольствие и материальный доход, а не разочарование и ощущение потраченного зря времени. Удачи в выборе будущей профессии. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *